Мировоззрение и его роль в жизни человека

Знание объективировано в знаковых системах естественных и искусственных языков. Оно представляет собой информацию, которая организована, оформлена и упорядочена с помощью определенных правил и критериев.

В то же время знание возникает на основе практической деятельности людей, его структура отражает структуры основных трудовых операций. В целом, знание - это сложное социокультурное явление, продукт исторического развития человеческой деятельности, общества и культуры. Являясь важнейшим компонентом в структуре мировоззрения, знания задают обобщенную модель мира человека.

В них находит выражение система категорий культуры - фундаментальных понятий, формирующих целостный образ действительности. Ценность - понятие, отражающее общечеловеческий, социальный, культурный смысл того или иного предмета или явления действительности, оно указывает на значимое, существенное для человека и отделяет его от несущественного, неважного.

Ценности формируют временные ориентации человека, поскольку придают смысл человеческой жизни, определяют ее перспективы, стратегические направления и конкретные цели деятельности. Иерархически организованная система ценностей служит важнейшим уровнем социальной регуляции.

Среди многообразия ценностных компонентов особую роль в структуре мировоззрения играют убеждения. Особо важные события, меняющие привычный ход жизни, вызывают изменение общего эмоционального фона, который называется настроением.

Они тесно связаны с ценностными ориентациями личности и сопровождают процесс познания. Исторические типы мировоззрения. Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. Можно говорить о мировоззрении конкретной исторической эпохи. Это понятие состоит из сложных элементов, к которым относятся убеждения, ценности, знания, идеалы, нормы, эмоции и чувства.

Читайте также: Булимия: причины развития, симптомы и лечение В целом, их можно разделить на следующие категории: Когнитивные. Представляет собой обобщенные знания, как повседневные, так и профессиональные.

Это представления о том, как все работает, как возникла жизнь, что такое человек, как устроено общество и т.д. Это нормы, идеалы и ценности. К ним относятся смысл жизни, цель, добро и зло, мораль, религия и т.д.

В эту категорию входят верования, убеждения, личное мнение. Здесь имеется в виду не только интеллектуальная база индивида, но и его эмоциональное состояние. Рассматриваемая категория - это не просто совокупность знаний, ценностей, убеждений и личных взглядов.

Это еще и реальная готовность вести себя определенным образом в определенных обстоятельствах. О психологической совместимости темпераментов читайте здесь. Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и творческой деятельности, позволяет человеку сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. <Во-вторых, именно мировоззрение дает человеку понимание того, как достичь поставленных им целей и ориентиров, вооружает его методами познания и деятельности. В-третьих, на основе ценностных ориентаций, содержащихся в мировоззрении, люди в своей деятельности получают возможность найти истинные ценности жизни и культуры, отличить то, что действительно важно для деятельности человека в достижении его целей, от того, что не имеет реального значения или имеет ложный, иллюзорный характер.

В мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и уродства. Говоря о духовном мире человека и его мировоззрении, нельзя не сказать о менталитете.

Ментализм происходит от французского "mindset", "менталитет". Это понятие используется достаточно широко. Например, говорят о менталитете отдельного человека. Это означает не просто совокупность знаний, которыми обладает человек. Не просто его природный или выработанный в процессе воспитания или самовоспитания ум или интеллект.

Это не просто мировоззрение человека. Менталитет - это совокупность всех результатов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального самосознания, личного жизненного опыта.

Иными словами, это соединение различных мыслей и ценностей в сознании индивида. Некий окончательный сплав, который определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам. Мы можем говорить не только о менталитете отдельного человека, но и о менталитете той или иной социальной группы, целых народов.

Содержание 1. Дайте определение истины как философского понятия? В чем выражается объективность истины? Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма? Что включает в себя практика как критерий истины? Раскройте возможности и границы использования критерия "практика" в оценке результатов познавательной деятельности.

Определите понятие "абсолютная истина". В чем выражается относительность получаемых истин? Тема 6. Мораль - основные ценности и нормы. Мораль - от латинского - обычай, нрав, поведение. Наука о морали - этика. Различие между понятиями "мораль" и "нравственность" основано на противопоставлении того, что должно быть, и тех реально практикуемых нравов, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. При таком подходе мораль понимается как специфическая сфера культуры, обобщающая высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных сферах общественной жизни.

Понятие "мораль" имеет более житейский смысл - это принципы реального нравственного поведения людей, где строгость моральных норм значительно смягчена.

Нормы и правила морали формировались исторически. При родоплеменном строе порядок поддерживался системой табу. Постепенно складывались обычаи и тенденции. Они основывались на авторитете общественного мнения. Затем возникла мораль как проявление коллективной воли людей и умение согласовывать интересы отдельных людей между собой и интересы общества в целом через систему норм, правил и оценок.

Мораль - это нормы поведения. Существуют также моральные качества: доброжелательность, мужество, мудрость, справедливость и т.д.

Моральные принципы: коллективизм, индивидуализм, , альтруизм, выбирая которые мы определяем моральную ориентацию в целом. Нравственный идеал - это идеальный образ или конечная цель нравственного развития. Идеал может быть как образом морально совершенного человека, так и морально обобщенным образом всего "морально совершенного, прекрасного, высшего".

Нравственный идеал указывает направление к высшей цели, вдохновляет человека в его поступках, позволяет ему обосновать собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию. Критерии, по которым происходит это разделение, называются моральными нормами. Мораль не зависит от национальности или места проживания. Основными категориями являются представления о добре и зле. Добро противопоставляется злу. Именно в них выражаются требования нравственного идеала как высшей моральной цели, "золотого правила" морали.

В общем виде это правило можно выразить следующим образом: "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой". Все эти ценности можно назвать добродетелями. Нравственное самосовершенствование заключается в изменении пропорций зла и добра в себе в пользу первого, но для этого необходимо сделать личный нравственный выбор.

Это связано с системой ценностей, которой придерживается тот или иной человек. Нравственный идеал всегда зависит от конкретного общества и исторического периода. Идеал - это образ, к которому должно стремиться человечество и отдельный человек. Тема 7 Многовариантность общественного развития Типы общества Выделяют следующие типы ОБ: 1. Преобладает ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на общем опыте, передаваемом из поколения в поколение. В хозяйственной деятельности преобладают централизм, гигантизм, единообразие в труде и быту, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, уничтожение природы.

Время гениальных мастеров, которые могли изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.д., не имея фундаментальных специальных знаний. Монотонный конвейерный труд. Без применения фундаментальных научных знаний невозможно было бы создать атомный реактор, лазер или компьютер. Человека заменяют автоматизированные системы. Один человек, вооруженный компьютером, может производить конечный продукт не в стандартном массовом исполнении, а в индивидуализированном варианте по заказу потребителя.

Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к радикальным изменениям всего нашего образа жизни, а их повсеместное использование станет предвестником создания нового типа общества - информационного общества.

Традиционное общество.

Традиционное общество.


Навигация

thoughts on “Мировоззрение и его роль в жизни человека

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *